Гесакуша (дебютант) - 6 этюдов по теории манги

К списку
СообщениеАвторДата/Время
6 этюдов по теории манги
Гесакуша (дебютант)чт 16 окт 2003 21:43:31

    Всем большое почтение. Сегодня (16 октября) я сподобился посетить коллоквиум "Почему кино является настоятельным предметом рефлексии?" на философском факультете СПбГУ. Слушал я сквозь призму манги. Хочу поделиться впечатлениями и вынесенной информацией.
    1. Манга - это разновидность повествования (нарратив), наравне с литературой, театром и кино. Это повествование можно сравнить с игрой в бисер, где бисер - это кадры (картинки), а нить - это сукцессия (монтаж как кинематографический синтаксис или, более применительно к манге, связанная раскадровка).
    2. Объединенные единством места и действия кадры образуют сцену. Например, сцена поединка может состоять как минимум из трех кадров: противники в боевой стойке, скрещенные мечи, враг повержен. Но вспомним фильм Рассела Малкэхи "Горец"/Highlander (1986), где сцена поединка обогащается за счет погони, швыряния посторонних предметов, ругательствами, ложными выпадами, прыжками и незначительными ранениями. Сцена может быть выражена только одним кадром: флэшбэки (монохромные воспоминания) или уточняющие место и время панорамы (город, извержение вулкана, полная луна в ночном небе).
    3. Манга отличается от литературы и театра тем, что приоритетное значение имеет фотогения (т.е. должно красиво смотреться). Фотогения достигается за счет продуманного материала , удачно выбранного ракурса и плана.
    3.1. Материал - это наработки, предшествующие написанию манги: описание мира и описание персонажей.
    3.1.1. Описание мира включает в себя либо запечатление реального мира, либо создание вымышленного (фэнтези,космическая сага, стимпанк, киберпанк). В последнем случае приходится придумывать от экосистем (хищники-жертвы), до истории (социальный контекст) и языка (имена и географические названия)
    3.1.2. Описание персонажей подразумевает создание имиджа - зримого образа. Имидж распадается на манеру поведения (имидж в действии) и внешний облик (застывший имидж).
    3.1.2.1. Манера поведения включает в себя гендерную роль - стиль сексуального поведения: мачо (Дон Жуан, Джемс Бонд - сильные мужские качества), вамп (агрессивная женственность), романтики (мягкая мужественность и мягкая женственность), асексуалы. Также манера поведения определяется типажом личности, национальными (итальянец/швед), социальными (аристократ/пролетарий) и возрастными особенностями (тинейджер/взрослый).
    3.1.2.2. Внешний облик включает в себя прическу, одежду, атрибуты и цветовую гамму.
    3.1.2.2.1. Прическа определяется длиной (бритоголовый-хиппи), цветом волос, способом их укладки (-, заколка, хвост, коса, дред), пробором и направлением зачеса (набок, вперед, назад), а также наличием челки.
    3.1.2.2.2. Одежда: доспехи, классический костюм, плащ, шляпа, френч, кимоно, бикини, топик с юбкой.
    3.1.2.2.3. Атрибуты - это вещи, с которыми появляется персонаж: оружие.
    3.1.2.2.4. Цветовая гамма: у Сейлормун - бело-сине-желтая, у Супермена - сине-красная.
    3.2. Ракурс может быть анфас, профиль, сзади или сверху, снизу, прямо. Смена ракурса часто позволяет избежать монотонности повествования. Интересно вспомнить, что в иконописи демоны всегда изображались в профиль, а святые анфас.
    3.3. План может быть крупным (детали) или общим. Детали обычно делают действия интенсивными. Без них обойтись нельзя. Общий план оказывается вспомогательным, чтобы зритель в этих деталях не тонул.
    4. Манга - это городское мифотворчество. Поэтому она как и всякий миф имеет дело с архетипами (см. К.Г. Юнга).
    4.1. Персонажи должны быть не индивидуальными, а характерными, т.е. выражать определенный типаж. Психология за годы своего существования выработала 4 схемы:
    4.1.1. Схема Гиппократа: сангвиник (общительный), холерик (вспыльчивый), флегматик ("тормоз") и меланхолик (задумчивый).
    4.1.2. Схема психолога Юнга: экстраверт (общительный) и интроверт (замкнутый).
    4.1.3. Схема психолога Хорни: лакей, отшельник, завоеватель.
    4.1.4. Схема психолога Фромма: садист, мазохист, нигилист, конформист.
    4.2. Архитипичными (но не стереотипными!) должны быть и события, которые могут воспроизводится в компьютерной игре или косплее, подобно тому, как классический миф воспроизводился в ритуале:
    4.2.1. Диалог/беседа/разговор
    4.2.2. Одинокое размышление
    4.2.3. Прием пищи/пир
    4.2.4. Погоня
    4.2.5. Противоборство - рукопашная, с применением холодного или огнестрельного оружия.
    4.2.6. Смерть.
    4.2.7. Роман = эмоции (восхищение, смущение, одинокое мечтание) + классика поведения (преклонение колена, цветы, признание с прислонением руки к сердцу, нежное прикосновение, поцелуй, объятие)
    4.2.8. Чувства.
    4.2.8.1. Аппетит - слюноотделение и облизывание
    4.2.8.2. Любовь - сердечки в глазах
    4.2.8.3. корысть - доллары в глазах (в амикоми)
    4.2.8.4. Холодная ярость - грозно сведенные брови, сжатые губы
    4.2.8.5. Раздражение - крик, краснота.
    4.2.8.6. Печаль - брови домиком, концы губ опущены, слеза
    4.2.8.7. Смех - щелочки глаз, "рот до ушей"
    4.2.8.8. Конфуз-смущение - капелька, покраснение, опущенные глаза.
    4.2.8.9. Страх - вытаращенные глаза и волосы дыбом.
    4.3. Мифы как правило не обходятся без следующих архетипических событий:
    4.3.1. Сражение с чудовищем: Святой Георгий, пронзающий Дракона; подвиги Геракла; Илья Муромец и Соловей-разбойник.
    4.3.2. Путешествие в волшебную страну: аргонавты
    4.3.3. Посвящение: Муромец из паралитика становится богатырем, клерк - Суперменом, Золушка - Принцессой
    4.3.4. Смерть и воскресение: герой как бы умер - ах! - а не тут то было - фильм "Видок"/Vidocq, 2001
    4.3.5. Загадка: кто ел из моей тарелки? кто убил Лору Палмер?
    4.3.6. Сказочная свадьба: с похищением невесты, "любовным треугольником", голливудским поцелуем героев в последнем кадре
    4.3.7. Эсхатология: конец света и обновление мира - "Армагеддон", "Перл Харбор"
    4.3.8. Сокровище: "формула, где формула?", Золото Рейна
    4.3.9. Помощь волшебного покровителя: безумная удача, пифия у Нео из "Матрицы"
    5. Манга выражает себя посредством визуального ряда. Таким образом, в ней не остается места долгим театральным монологам и "сократическим" диалогам. Повествование идет через предъявление самого события (действия в контексте обстановки). Кажется Делез писал, что вещи выражаются с помощью существительных, а события с помощью глаголов (причем события
    предшествуют вещам). В отличие от кино манга ограниченна по объему (кадров значительно меньше), поэтому рисунки становятся символичными - т.е. несут в себе свернутую информацию и намек на большее, чем собственно есть в кадре.
    6. Подобно остальным видам современного искусства манга видит свою цель "сублимации", некогда это было "катарсисом" (эмоциональной разгрузкой). Манга позволяет человеку жить альтернативной жизнью, которая существенно отличается от повседневной. Это вовсе не "уход от реальности". Это обретение различия, необходимого как для душевного равновесия. Амикоми о Микки-Маусе, Дональде Даке, Тарзане и Супермене американцам помогли пережить кризис 1930-х, а манга - адаптировать
    японцев к грандиозному технологическому скачку (от Трансформеров 1976-го до Покемонов 1997-го ). Человек по определению живет на границе миров. Он мыслит, а фантазия есть простор мысли. Мир, события и персонажи, изображенные в манге, не обязаны дублировать унылую повседневность, Здесь многое может быть по-другому: кавайнее (kawaii), ярче, отчетливей, насыщеннее. И как утверждают фрейдисты, практически ни одна сублимация в искусстве не избегает фантазмов любви (лирика) и острых ощущений (адреналин).







Дмитрий МарковRe:6 этюдов по теории мангипт 17 окт 2003 02:32:42
    Ладно, раз уж полезли в глубокие материи :).

    Кто нибудь проводил опрос населения о том, какие группы людей читают комиксы в России?

    (Пока я вижу на рынке только 2 вида. Американские (Человек Пакук и K) и нашу порнографию (в прямом смысле). Рынка манги пока нет, но зато очень много детских книг имеют обложки с персонажами до боли напоминающими Аниме, что на мой взгляд очень показательно. Конечно издаются и европейцы, но до меня ни один еще не добрался.)

    Мне просто интересно на какую аудиторию ориентироваться. Кто станет, или уже стал, потребителями русских комиксов?(возможно это подростки 12-17 лет? а может все гораздо более сложно?).

    Так-же я не уверен в российском будущем черно-белых вариантов манги. Скорее всего потребуется как минимум расскраска, а как максимум полная адаптация (вплоть до перерисовки).
Гесакуша (дебютант)Re:6 этюдов по теории мангипт 17 окт 2003 09:35:10
    Ну, серьезные маркетинговые исследования в масштабах страны - это не позволительная роскошь. Можно лишь делать прикидки.
    Вот я регулярно пользуюсь общественным транспортом (петербургское метро). Люди читают: иронические детективы Донцовой (взрослые жещнины), "модную" квазиэлитарну литературу - П. Коэльо,Г.Миллер, Б.Акунин, В.Сорокин (студенты-гуманитарии и рафинированые интеллигенты обоего пола), кто-то разгадывает японские кроссворды или читает экзотическую литературу к семинарам. Я не видел ни одного человека, читающего комиксы.
    Я видел как продаются комиксы про "Человека-паука" (Spiderman, 1962) очень тонкий журнальчик по 35 рублей.
    Хотя не все так плохо. В условиях информационного общества, и кризиса книжной культуры красивая ЦВЕТНАЯ манга будет как раз кстати. В первую очередь для школьников. Двух категорий for boy - больше драк и агрессивных женщин for girl - больше лирики и внимания к деталям одежды и прически. Остальные категории очевидно будут прибавляться по мере раскрутки
akebonoRe:6 этюдов по теории мангипт 17 окт 2003 14:49:45
    Напомню, что в Японии "взрослые" жанры комикса появлялись по мере взросления манга-аудитории, а начиналась индустрия как развлечение для детей 10-12 лет.
Марков д.Re:6 этюдов по теории мангипт 17 окт 2003 15:16:29
    Вот мне и интересно какой возраст читает мангу в России? Подозреваю что далеко не 10-12, а скорее 15-30. (из-за далеко не простого способа доставания, да и сами издания по большей части на английском). И в таком случае не понятно что именно он (потенциальный потребитель) хочет видеть в комиксах Российского пр-ва.
    (Я не имею ввиду американские комиксы, их похоже читают именно 10-12 летние).
Гесакуша (дебютант)Re:6 этюдов по теории мангипт 17 окт 2003 15:39:09
    Возможные читатели - это те, которые любят смотреть японские аниме, снятое на основе манги. Вот я, например, начинал с сериала "Сейлормун" (ТНТ, 2000) и "Покемон" (ОРТ, 2002?), потом "Голден Бой" по МТВ. Подготовлен был естественно чтением фэнтези Логинова "Страж перевала" (журнал "Техника - молодежи", 1988), а через него к классике - "Принцами" Желязны и "Хоббитами" Толкина.
    Причем, ни одной настоящей манги я в руках еще не держал :-( так что, отаку надо понимать в широком смысле (анимэшников, фэнтезистов, японистов, антиглобалистов) и возрастной диапазон от 13 до 29 лет вполне оправдан.
akebonoRe:6 этюдов по теории мангипт 17 окт 2003 23:37:41
    Дмитрий, знаешь, по-моему - ничего он видеть не хочет. Он просто плохо представляет, как это может выгляжеть. Пример из личной практики - что комиксы вообще можно рисовать до меня дошло после того, как около двух лет назад ко мне в руки попал номер Классного журнала с - правильно! =) - богдановой "Никой" =). В разговорах же с человечеством далеким от рисования вообще, и от рисования комиксов в частности, в ответ чаще всего получается такой: "Комиксы? Ну, да черепашки-ниндзя всякие, там, человек паук... это для детей ведь? Да? А зачем их вообще рисовать? А так нельзя, что ли?" Потом происходит потрясение, когда человечество выясняет, что многие последние голливудские блокбастеры сняты как раз по комиксам, потом народ говорит, мол, ну и что, типа, Люди-Х спокойно могли быть также фантастической книжкой, и какая, нафиг, разница... И это при том, что в моем кругу общения почти нет людей не связанных с изобразительным искусством.

    Даже Гексауша, на что считает себя мангакой, а все равно для анализа манги, как рода визуального искусства, отталкивается от общественных представлений о кино. Да, конечно, близко, но ведь не одно и то же.

    Значит, так. По-моему, россиянин просто не знает, чего он хочет от графической новеллы, и, по большему счету, она ему и не нужна. Нужна она нам, господа мангаки, комиксисты, сценаристы и художники. Так что народ прийдется заставлять любить комикс, ежели мы хотим выжить на этой территории. И, подозреваю, что для широкого продвижения комикса в массы, прийдется для начала утверждать его как элитарное искусство, а уж затем развивать общедоступную массовую культуру. Ну, как это было с сотовой связью =). Или, как Екатерина II распростроняла картошку по Руси =)))))

    Хотя, конечно, рассчитывать надо на молодую и с гибким сознанием аудиторию.
Дмитрий М.Re:6 этюдов по теории мангисб 18 окт 2003 00:33:16
    Впрочем будущее российских комиксов я себе довольно неплохо представляю. Будет то-же самое, что и с книгами.
    Появятся русские издания зарубежных комиксов (процесс уже начался). Потом прийдет несколько первоклассных русских авторов, которые сделают рынок (года 2). Потом туда ринутся все кто не попадя. (года 4). Потом издатели поймут, что русских авторов читать перестают (и это будет не удивительно). Они снова начнут печатать зарубежные переиздания. К этому времени русские авторы достигнут какого-то среднего уровня. Рынок стабилизируется.

    Лет 10 до конца процесса. (С учетом современных скоростей - лет 5-6).

    И буду я опять читать только переводные издания комиксов (я русскую фантастику давно перестал читать. Примерно, когда на этот рынок ринулись все кому не попадя и стало жалко потраченных денег. Хотя Мэтров до сих пор читаю. Но в основном переводы. Вышел 16 том Пратчета - у меня радость :) )
akebonoRe:6 этюдов по теории мангисб 18 окт 2003 02:08:54
    Так ты хочешь сказать, что все это бессмысленно?!
    ... ах ... ^___^

    [аkebono складывает лапки крестиком и начинает умирать =)]
Дмитрий М.Re:6 этюдов по теории мангисб 18 окт 2003 09:56:36
    Не бессмысленно, а просто грустно.
Гесакуша (дебютант)Re:6 этюдов по теории мангисб 18 окт 2003 10:43:35
    Акенобо, ну мангакой я себя все-таки не считаю (я не художник), в лучшем случае gensaku-sha, в худшем - гесакуша (дебютантом). А по поводу вкусов народа - истинные слова. Народ ничего не ждет. Ждущий народ - это романтическая фикция. В современной истории (А. Тойнби), социологии (Г. Тард), теории искусства (В. Подорога) и политических технологиях (любой учебник о "лидерах мнений") принята теория потребителя как массы, у которого отсутствует изначальные представления о чем-либо. Любая идея является сагитированной по принципу подражания творческому меньшинству. Пример с сотовыми телефонами и картофелем как нельзя удачный. Один наш препод по социальной философии любил говорить, в социальной реальности пока яблоко не кинешь, оно не упадет. В том смысле, что здесь законы определяет воля законодателей. Но не все так субъективно - если в развитых странах есть комиксы, развивающиеся волей неволей их заимствуют ("Законы подражания" социолога Габриэля Тарда).
    А школьники самая идеальная целевая аудитория - у них нет стереотипов и они пытаются найти новые принципы идентификации своего поколения от поколения предков. Может манга и станет тем новым тотемом поколения?
    Дмитрию: в любой революции есть попутчики. Эпигоны - это закон, "вечное возвращение маленького человека", но ведь они всегда идут в хвосте. С ними сталкиваются только тогда, когда теряют темп или начинают пятиться. Так что они тоже ориентир. Для начала Новой Волны. Для любого начинания нужна здоровая доля "дерзновения".
DzokК вопросу о потребителях.пн 20 окт 2003 16:56:35
    Не знаю как в России, а на Украине и "Спайдермен" диковинка - в продаже не обнаружено, каких-либо регулярных выходов комиксов... А спрос высокий - в основном чтобы понять, что это такое и с чем это едят... Возрастное распределение групп читающих комиксы примерно от 10 лет до 25-28 лет. Примерно так. Единственный комикс который я видел в продаже был номер первый и второй "Ген 13" русского производства. Такие дела...
    P.S. Есть небольшое число русских авторов за книги которых мне денег не жалко. Но их к сожалению мало...
Дмитрий МарковRe:6 этюдов по теории мангипн 20 окт 2003 18:28:22
    Кстати говоря, один интернет магазин начал продажу комиксов по интернету. Но к сожалению там только те, что от Деда Мороза. И все.
    В прочем кому-то и это будет хорошо. Надеюсь что они возьмутся за дело и доведут ассортимент до нормальных рамок.

    (Адрес этого интернет магазина находистся на сайте Деда мороза в новостях. Они в основном постерами разными торгуют).
OkaRe:6 этюдов по теории мангипт 24 окт 2003 01:20:41
    НЕ СМЕШИТЕ МОИ ТАПКИ...
К. КапляRe:6 этюдов по теории мангивт 09 авг 2005 05:31:23
    Знаете, по-поводу того станет ли манга популярна у нас или нет, а она есть? Эта самая отечественная манга или хоть комикс? Если чего-то нету то как широкие слои населения могут об этом узнать, о феномене комикса и иже с ним?Поэтому загадывать о том будет ли комикс-манга популярна у нашего народа и какие возрастные группы будут ее покупать просто глупо, нет ни авторов, ни художников достаточного уровня профессионализма, ни конкурсов комикса национального масштаба (типа, ищем таланты). Так что издателю просто нечего издавать ( а не потому что они такие вредные и специально не пускают таланты в жизнь) Вобщем, что хочу сказать, было б желание и упорство, можно раскрутить и продать что угодно, лишь бы оно было в наличии. Так что дело за вами и за нашей комикс-революцией, братья-апачи!!!

    PS: Немножко сумбурно, ne?(*манга forever!!*)

К списку

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru